забытый омский андеграунд

Феномен чистого искусства

История группы «энергия*», прошедшей тяжёлый путь от панк-рока к шумовой психоделии и записавшей 27 альбомов за 14 лет
Мы смогли поговорить об истории группы «энергия*» только с одним из двух её участников — Дмитрием «Крамбом» Лапутиным. Его коллега, Павел Владимиров, сейчас живёт в Петербурге — он обещал прислать нам текст, в котором будет изложена его версия возникновения и становления ансамбля. Прошло четыре месяца, текст мы так и не получили — но всё равно дадим Павлу шанс и оставим в нашем материале место для его реплик.
Уже на перемене они познакомились, поговорили о музыке и решили создать свой ансамбль, а после занятий пошли в сквер у драмтеатра, где набрали первый состав — двух баянистов и барабанщика.
Когда я поступил в колледж, бабушка дала мне 500 рублей, и я купил советский бас «Иолана», очень классный, до сих пор на нём играю. Симон предложил название «энергия*». У меня тогда художественный вкус был не сильно развит, сейчас бы я не допустил такого глупого названия, а тогда это казалось нормальным, тем более никто не планировал чем-то серьёзно заниматься.

Однажды я прочитал статью про японского шумового музыканта под псевдонимом Mo*Te, именно так, со звёздочкой посередине. Я взял это на вооружение, с тех пор мы так и решили — писать название группы маленькими буквами, нежирным шрифтом Arial, со звёздочкой в конце — и всегда настаивали, чтобы это правило соблюдалось.
Дмитрий «Крамб» Лапутин
Уже зимой 2003-го группа засела за запись первого альбома. Изначально «энергия*» планировала играть панк-рок, но в процессе сочинения и записи партий музыканты наткнулись на кнопку «реверс» и почти сразу ощутили всю глубину и мощь экспериментальной музыки, навсегда став её адептами.
Наши герои в 2002 году
Чтобы читатель понимал масштабы эксперимента, стоит сказать, что первый альбом назывался «Ушии Цобобы» и содержал три номерные песни «Объяснительная  (КОНЯ?)», а также композиции «Грост и наледь [Ы мих]», «Путешествия Гулливера», «Умирающая К. (два)» и собственно «Ушии Цобобы [Роза Фром Lo-Fi мих]».
Представляет собой альбом смесь из плохо записанных гитарных пассажей, пропущенных через обработки голосов и разного рода потусторонних звуков. Если же попытаться применить устоявшиеся музыкальные термины, то мы имеем дело с чем-то между панк-роком и musique concrète, что, впрочем, ничего не объясняет.
История с конём началась ещё до «энергии*». Мы с моим школьным другом Димой Шадриным играли то, что сейчас называется «найскор», и всякий акустический ню-метал. Мы вообще очень много креативили: он ещё в первом или втором классе выпускал свой журнал, откуда я почерпнул слово «мякиш», которое перевелось на английский в «крамб».

Так вот, мы как-то ездили на пикник за город, и там был конезавод. Мы тут же сняли фильм ужасов «Зловещий конезавод» — он до сих пор есть, но показывать его никому нельзя, потому что он очень постыдный. В общем, мы почему-то зацепились за слово «конь» — оно ведь очень загадочное, посильнее любых матов — и на следующий день в школе вообще больше ничего не говорили, а довольно скоро надписи «КОНЯ?» стали появляться по всему городу.
Дмитрий «Крамб» Лапутин

В 2004 году был записан второй (по мнению Симона, а по версии Крамба — первый) альбом «Музыка редких краёв и необычайных цветов» с песнями вроде «ТРАКТОРЫ ИДУТ НА ЮГО-ВОСТОК», «GRACIA NOCHE В ВЕНСКОМ ЛЕСУ», «ЦВЕТА МЯСНЫХ ПОМОЕВ С ПРОСЕДЬЮ И ПРОПЛЕШИНАМИ ВАЛЬС В СИ МИНОРЕ КАЖЕТСЯ…» и так далее.
Альбом был записан в просторной квартире одного из крайне гостеприимных друзей группы (в присутствии его матери и сестры) где-то на Рабочих улицах, куда музыканты ежедневно ездили из Нефтяников в компании бас-гитары и громоздкого микшерного пульта «Электроника». Никто не имел представления, что такое «битрейт», поэтому для экономии места всё записывалось в качестве 128 kbs.
Вот примерно в таком качестве, если кто-то не понимает, о чём речь
На «Музыке редких краёв…» авторы уходят от рока в сторону, так сказать, абстрактных звуковых полотен, а единственным вменяемым треком на записи стали «Цвета мясных помоев» — это вальс, написанный подругой музыкантов для экзамена в музыкальной школе. Жюри вальс отвергло, и он стал подарком группе.
???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???

???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???
Павел «Симон» Владимиров

Кроме того, в этом же году в центре искусств СибАДИ состоялся первый концерт «энергии*» — Симон и Крамб начали бить людям по мозгам прямым действием.
К нам тогда присоединились довольно хорошая клавишница, барабанщик Олег Русин (который, кстати, до сих пор должен мне пятьсот рублей) — и закатили серию концертов. Мы не знали, как и что играть, — лично я играть не умел вообще.

Полчаса мы издавали какие-то звуки, это всё было неритмично, разваливалось на куски, да даже кусков никаких не было, каждый играл кто во что горазд. Cимон был на клавишах, точнее — на таком доисторическом детском синтезаторе, который, если у него чуть садились батарейки, выдавал жуткий шум.

Я вытащил из гитары деталь, водил ею по струнам, выкручивал дилей на максимум. Но люди танцевали, а потом истошно жали нам руки. Народ страшно тащился, мы тоже.
Дмитрий «Крамб» Лапутин

Я поселился с тогдашней пассией на телевизионном заводе, в самой глухой части, в двухэтажном бараке с соседями-алкашами, с бичами, которые ночевали в подъезде. Я был неформального вида, как меня там не убили — я не знаю до сих пор.

Начался самый плодовитый этап нашей творческой жизни: приезжал Паша, мы весь день и всю ночь писали альбом, на следующий день утром я начинал его сводить. Компы тогда были не очень, пока делались обработки — я рисовал обложку. Таким образом, срок производства альбома был максимум два дня.
Дмитрий «Крамб» Лапутин
В это же время группа ведёт агрессивный промоушн на омском рок-форуме, называя всех присутствующих «отсталыми старпёрами», а себя — представителями музыкального авангарда.
Я тогда много читал про всяких Штокхаузенов, Булёзов и Джонов Кейджев, которые занимались всякой ерундой, но делали это «на серьёзных щщах». И мы для себя решили, что мы тоже авангардная группа, а все просто не понимают. Я жёстко отстаивал свою точку зрения, и в результате все поверили, что мы действительно крутые.

Тогда интернета толком не было, сравнивать было не с чем, соответственно, нас считали новаторами, заумными чуваками — а мы, естественно, не препятствовали распространению этих слухов. Самое смешное, что тогда у нас не было сомнений, мол, может мы всё-таки занимаемся какой-то чушью.
Дмитрий «Крамб» Лапутин

По признанию музыкантов, они к тому времени научились более-менее работать со звуком, и это сыграло с ними злую шутку: подрастерялась былая самобытность и непосредственность, исчезла некоторая доля творческого наития.
???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???

???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???
Павел «Симон» Владимиров
Последний из вышедших альбомов, «Медиальный», и вовсе получился настолько плохим на взгляд Дмитрия Лапутина, что он хотел исключить его из официальной дискографии группы «энергия*», — Павел Владимиров, однако, настоял на обратном.
Как бы то ни было, «энергия*» продолжает существовать и вроде бы даже готовит к выпуску очередной альбом — уже записано около четырёх часов материала.
Когда мы стали читать интернет, когда интеллигенция, так сказать, осознала саму себя — мы поняли, что «энергия*» — это не группа, не музыка, а постоянный арт-проект. Мы делаем что-то, выдаём это за музыку, и люди кайфуют.

Мы на деле круче, чем какая-нибудь Мария Абрамович, мы делаем искусство в чистом, незамутнённом виде. Мы заставляем людей верить в то, что мы делаем что-то классное, хотя по сути — это просто два чувака балдеют.

Любой может заниматься чем попало и выдавать это за искусство, если сможет обосновать. Мы всё время обосновывали свою деятельность. Группа «энергия*» — это такой сам на себе зацикленный миф.

Сейчас «энергия*» продолжается. Мы будем записывать альбомы и в старости — кому, правда, они будут нужны? Да и какая разница?
Дмитрий «Крамб» Лапутин
???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???

???????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ?????? ???? ??????? ????? ??? ????? ????? ????? ???? ??? ?????? ??? ?????? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ??? ?? ? ? ? ???? ? ? ????? ? ???? ?????? ???? ??? ?????? ???? ????? ??? ? ???? ??????? ??? ??? ? ? ???? ? ? ? ?? ? ???
Павел «Симон» Владимиров
Текст, вёрстка: Павел Креслинг.
Фото: страница группы «энергия*»