ситуация

Конструктор Туполев под гнётом омского бизнеса


Дмитрий Валитов
21 февраля 2017
Бизнесмен добивается демонтажа памятной таблички великому конструктору советских самолетов Андрею Николаевичу Туполеву, установленной на доме № 33 по проспекту Маркса.

Жилой комбинат

В прошлом году ПО «Полет» выступило с инициативой об установке памятной доски академику Туполеву, благодаря которому в Омске, по сути, с нуля было создано производство авиатехники. На карте города уже много лет существует названный в честь академика топоним – улица Туполева на Левобережье. Однако исторически та местность не имеет к Андрею Николаевичу никакого отношения. А вот дом № 33 по проспекту Маркса – более подходящее место для увековечения памяти о нем. Ведь именно здесь в 1942–1943 годах он жил и каждое утро отсюда ездил на работу в эвакуированное в Омск ЦКБ-29 НКВД .
Мэр Омска и Гендиректор «Полёта» на открытии мемориальной доски туполеву. Сентябрь 2016.
Этот жилой дом-комбинат для рабочих обозостроительного завода на углу проспекта Маркса и улицы Маяковского (ранее Кузнечной) был построен в 1933 году и до сих пор является не только образцом омского конструктивизма, но и неофициальным памятником жилого фонда для пролетариев эпохи второй пятилетки. Дом-коммуна, как его ещё называют, спроектировали и построили архитекторы Русинов и Игнатович. В доме было все, что нужно для рабочего класса: магазин, детский сад, общие кухни, ватерклозеты и, конечно, красный уголок на 1-м этаже. Сейчас на смену красному уголку и другим общим помещениям на первом этаже пришли магазины, салоны красоты, студии загара и прочее.
Фото из коллекции И. Дрейлинга
Люди, которые выступали за установку доски Туполеву, даже не могли предположить, что кто-то из бизнесменов может выступить против этой инициативы. Доску установили в сентябре 2016 года. До этого Омский горсовет утвердил соответствующее решение. В церемонии открытия приняли участие мэр Вячеслав Двораковский и гендиректор ПО «Полет» Михаил Остроушенко.

Не прошло и месяца после открытия мемориала, а предприниматель Владимир Вандышев, владеющий жилым помещением и торговой точкой в этом доме, начал писать протестные письма в ТСЖ «Туполевское». Формальная причина заключается в том, что табличка была размещена в нескольких метрах от крыльца магазина и без его ведома.
Мемориальную доску поместили на ближайшем к проспекту Маркса фасаде
«Я являюсь собственником нежилого помещения в доме № 33 по проспекту Маркса, – пишет предприниматель. – На фасаде моего магазина была размещена мемориальная доска генеральному конструктору Андрею Туполеву. Мне как собственнику не было представлено решения общедомового собрания по этому вопросу. Просим вас сообщить, на каком основании доска была размещена на фасаде магазина».

Моя общая стена

Претензия выглядела просто. Дескать, почему меня никто не спросил. Однако в ТСЖ уверяют, что оповещали бизнесмена.
– Через управляющего магазином мы передали его хозяину бланк для голосования. Но обратно его уже не получили. Остальные собственники единогласно проголосовали за размещение мемориальной доски. Решение собрания правомочно в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Конечно, генеральный конструктор жил в другой части дома в глубине двора, но если бы мы разместили табличку там, то она была бы совершенно не видна жителям и гостям города.

Татьяна Шевченко
председатель правления ТСЖ «Туполевское»
В ответ на послание недовольного бизнесмена ТСЖ отправило ему информацию о собрании собственников с информацией о единогласном голосовании и сослалось на решение топонимической комиссии города, которая также вынесла положительное решение по установке мемориальной доски Туполеву. Вроде бы на этом переписку можно было прекратить, но перед Новым годом Вандышев вновь направил в ТСЖ письмо с новой аргументацией. На этот раз он говорил, что стена, на которой размещена доска, является не общедомовым имуществом, а его собственностью.
В этой части дома-коммуны на втором этаже жил Туполев
«Я с уважением отношусь к личности Андрея Николаевича Туполева и не возражаю против того, чтобы увековечить память о нем. Однако являясь собственником нежилого помещения, на стене которого закреплена табличка, считаю, что эта стена не входит в состав имущества многоквартирного жилого дома», – пишет предприниматель.

Оказывается, основание полагать, что стена с табличкой принадлежит владельцу магазина, ещё в 2010 году дала управляющая компания «Жилищник-6». Тогда предприниматель обратился в УК с просьбой отремонтировать выступающие элементы фасада, а коммунальщики заверили его в том, что эти элементы и фасад принадлежат ему и ремонтировать их он должен за свой счет. Но техпаспорт дома говорит об ином. Поэтому корнем зла в этой истории можно считать управляющую компанию, которая, не желая выполнять свои обязанности, открестилась от обслуживаемого имущества, чтобы не тратить деньги на его ремонт.
Теперь мемориальной доске ничто не угрожает, а вот предприниматель, скорее всего, обратится с вопросами в УК «Жилищник-6». Ведь последние семь лет он тратил свои деньги на ремонт и содержание чужого имущества.

Вместо справки

Андрей Николаевич Туполев оказался в Омске в августе 1941 года и должен был с коллективом ЦКБ-29 НКВД завершить опытные самолеты и запустить их в серию. Это КБ было создано в конце 1938 года из числа заключенных авиаконструкторов и инженеров. В народе это учреждение получило название «туполевская шарага». За год до этого, в 1937 году, Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и выпущен на свободу сразу после начала войны.
Эвакуированное из Москвы ЦКБ-29 НКВД разместилось в здании омского речного пароходства
Никакого авиазавода в Омске в то время не было. Его необходимо было создать на базе недостроенного небольшого автосборочного цеха и завода тракторных прицепов. Несуществующему заводу присвоили № 166. Уже в декабре новому предприятию предстояло начать выпуск тяжелого бомбардировщика Ту-2. Все было выполнено в срок. Всего за четыре месяца цех по сборке прицепов превратился в мощный авиационный завод, который в будущем получил название «Полет».
Академик Туполев с моделью пассажирского лайнера
Свидетели тех событий вспоминают, что руководили Туполевым и его бригадой весьма далекие от техники люди. Характеризует их эрудицию, например, такой эпизод, описанный конструктором Леонидом Кербером: «К Устинову, «руководившему» проектом 102 В.М. Мясищева, обратились два зэка с предложением создать двухтактный бензиновый двигатель для бортового агрегата. «А какие употребляются сейчас?» – поинтересовался тот. «Четырехтактные», – ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, – заметил Устинов, – не лучше ли вам заняться трехтактными? Иначе как «трехтактный» его с тех пор не называли».