город

Тайна дома Печокаса

Про образец раннего модерна и последнее пристанище золота
царской семьи в Омске
Изо дня в день мы проходим по одним и тем же улицам, видим знакомые здания и часто ничего о них не знаем. А ведь каждый старый дом в городе имеет свою судьбу. Взять хотя бы дом Печокаса на Орджоникидзе. Обветшалый модерновый памятник уже больше века возвышается в самом центре Омска. Но далеко не каждый знает, что это серое строение с эркером не просто архитектурный шедевр, но ещё и немой свидетель охоты НКВД за золотом семьи Романовых, которое было здесь спрятано.

Золотой тайник

Дом на углу Тобольской и Надеждинской улиц (ныне Орджоникидзе и Чапаева) был построен в 1911 году братьями Печокас — Александром Ивановичем, руководителем омского представительства кузнецких каменноугольных копей и металлургических заводов, и Константином Ивановичем, пароходчиком и рыбопромышленником из Тобольска.
Уникальная мозаика над главным входом в дом Печокаса
Уникальная мозаика над главным входом в дом Печокаса
Как люди состоятельные, они не поскупились, вкладывая средства в строительство. В Омске возвели необычного облика здание в модном в то время стиле модерн. Дом строился для акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей. Это была не только контора, но и доходный дом с наемным жильем. Вместе с этим, здесь располагались и две хозяйские квартиры семей Печокас.
Надпись на торце дома Печокаса
На торце здания до сих пор есть остатки надписи, свидетельствующей о его первом предназначении
Но знаменит этот дом, конечно же, своей детективной историей. Немало авантюристов и охотников за сокровищами побывали в доме Печокаса в надежде найти исчезнувшие фамильные драгоценности Романовых. А началось все с 1917 года, когда Николай II отрекся от престола и с семьей был выслан в Тобольск. Царю, теперь уже бывшему, новая власть милостиво разрешила взять с собой фамильные драгоценности.
Чувствуя приближение серьезных политических перемен, императрица Александра Федоровна решила, что самые ценные сокровища следует передать в надежные руки.
В опасениях жена последнего русского царя не ошиблась. За Октябрьской социалистической революцией последовала экспроприация. Некоторые вещи, как предполагают историки, были переданы в местный монастырь, другие, наиболее ценные, доверены бывшему начальнику царской охраны полковнику Кобылинскому, который, в свою очередь, передал их Константину Печокасу. С этого момента и началась трагическая история Печокасов.
Дом Печокаса 1930-е годы
Дом Печокаса. 1930-е годы
Некоторые историки, сопоставив данные из архивных источников, приходят к выводу, что промышленник Александр Печокас держал тайник (а возможно и не один) в стенах своего дома на Тобольской улице в Омске.
По просьбе брата вместе со своими драгоценностями Александр Печокас поместил в тайник золото семьи Романовых.
В 1924 году Александр с семьей уехал на свою историческую родину — в Польшу, где через шесть лет скончался в бедности, унеся с собой тайну об императорских сокровищах.

Его брат, Константин Печокас, прожив в Омске до 1926 года, тоже был вынужден покинуть город в связи с начавшимися арестами бывших колчаковцев. Семья сначала возвратилась в Тобольск, а позже переехала в город Обдорск (название города Салехарда до 1933 года).

«Гуманный» суд

Молодой власти Советов нужны были деньги, чтобы строить «светлое будущее». Вот тут-то и вспомнили о царском кладе, и начались его поиски, которые возглавили органы НКВД.
Было заведено агентурно-следственное дело № 2094 «Романовские ценности», по которому проходил 21 человек.
Полковник Кобылинский
Полковник Кобылинский, глава царской охраны
Все они, по мнению НКВД, могли что-то знать об императорских фамильных драгоценностях. Первым арестовали начальника императорской охраны полковника Кобылинского, которого считали другом царя. Он также проходил по делу о «монархическом заговоре» вместе с югославскими белогвардейцами. Под пытками Кобылинский признался в заговоре еще до того, как следствию удалось выбить из него все возможное о кладе.

В 1927 году ценного свидетеля расстреляли и принялись за его жену — Клавдию Михайловну, которая была воспитательницей царских детей во время ссылки в Тобольске. После допроса с пристрастием Кобылинская указала на Печокасов.

Клятва

Константин Печокас, получив из рук в руки царские драгоценности, дал клятву, что «помрет, но никому не скажет», где они спрятаны. Есть основания полагать, что поклялись в этом все, кто был осведомлен относительно клада. До Константина энкавэдэшники добрались не сразу, он неплохо запутал следы, устроившись далеко на севере, в Обдорске. Однако для чекистов не было ничего невозможного, и в 1934 году его арестовали. Признание в том, что он знает, где лежат ценности, выбить удалось, а вот указать точное место тайника подследственный решительно отказывался.
Чердак дома Печокаса
Комната, из окна которой выбросился Константин Печокас
Тогда следователи привели Константина в дом на Тобольской и в его присутствии начали поиск сокровищ. В тот день, 20 апреля 1934 года, арестованный указывал то на дымоход, то на стену, которую пробурили в нескольких местах. Но тайник опять не был обнаружен.
В момент простукивания стены Константин Печокас прокричал: «Да!» — и выпрыгнул из окна одной из комнат верхнего этажа, где его охранял красноармеец.
Печокас получил множество травм, но остался жив. В больнице он тоже не выдал тайны. Следующей жертвой пыток стала его жена — Аниль Викентьевна, которая, как и муж, не нарушила клятвы. После очередного допроса она покончила с собой, проглотив в камере алюминиевую ложку. Тайна уплыла из рук НКВД. Константина комиссары отпустили, так и не добившись от него признания. Свои дни он закончил в Бийске, у дочери, скончавшись в годы Великой Отечественной войны. Дело № 2094 о царском кладе сдали в Свердловский архив НКВД лишь в 1941 году. Судьба романовских драгоценностей так и осталась неизвестной.
Антон Бороздиловский
Антон Бороздиловский, комендант Гатчинского дворца царской семьи
До недавнего времени эта история подвергалась яростным атакам скептиков. Многие не могли найти ответа на вопрос: «С какой стати царская семья решила доверить свои драгоценности именно Печокасам — средней руки предпринимателям из Сибири?» Но в 2016 году уральские краеведы Михаил Ситников и Михаил Вебер выпустили статью с длинным названием «В военном деле если что когда-либо и знал, то давным-давно всё перезабыл»: доклад поручика А.М. Смирнова о генерал-майоре А.В. Бороздиловском».
Царская семья Романовых открытка
Художник В.Н. Пчелин. ПЕРЕДАЧА РОМАНОВЫХ УРАЛСОВЕТУ. Холст. Масло. 1927 г.
Почтовая открытка
В опубликованных ранее материалах по царскому делу нигде не указана девичья фамилия Анжелики (Аниль) Викентьевны Печокас — урожденной Бороздиловской. Благодаря докладу поручика Смирнова, становится понятным, почему царская семья передала клад в Омск. Связующим звеном, несомненно, стал брат Анжелики Печокас Антон Викентьевич Бороздиловский, ранее служивший комендантом императорского дворца в Гатчине и лично знакомый с Николаем II. Именно он выступил поручителем за своих родственников перед царской семьей в этом деликатном деле.

Дореволюционный офис

Естественно, не только витающие вокруг дома Печокаса тайны заметно выделяют его среди достопримечательностей Омска. Как-никак это единственный в городе памятник, в архитектуре которого соблюдены все новаторские приемы раннего модерна. При первом взгляде этот дом поражает своим экспрессивным и мощным обликом. Его фасад состоит из контрастов и символов. Длинное узкое окно в форме замочной скважины обрамляют стебли маков и лозы винограда, на боковых стенах углового эркера расположились горделивые тюльпаны. Все эти декоративные элементы и отличают архитектуру модерна от остальных стилей.
Внешний фасад здания за все время не подвергался реконструкции, оттого и производит на прохожих довольно яркое впечатление. О внутренней отделке дома такого совсем не скажешь.
Сейчас в доме Печокаса располагается общежитие колледжа ОмГМУ. А еще несколько лет назад здание было в распоряжении аграрного университета.
Общежитие №6 Омского медицинского университета ОмГМУ
— В ведение медицинского университета здание было передано в 2014 году. Мы его получили за несколько дней до заселения студентов. Дом был в ужасном состоянии. С потолков текла вода, стены в трещинах и плесени, туалеты престрашные. Стыдно было смотреть в глаза детям и их родителям. Первый этаж в сезон дождей вообще затапливало. С ведрами бегали.
Наталья Трофимович
Наталья Трофимович
начальник отдела по воспитательной работе колледжа ОмГМУ
Анна Турица
Анна Турица
директор колледжа ОмГМУ
— Правда, за два года силами медицинского университета дом удалось сделать пригодным для проживания студентов. Многие комнаты были отремонтированы, заменено санитарно-техническое оборудование, крыша перекрыта, поставлены новые окна, при этом их стилевое решение было сохранено, работы проводились под контролем министерства культуры.
Но вот декоративные элементы наверняка навсегда потеряли свой первоначальный облик. В результате череды косметических ремонтов лепнина на стенах увязла в слоях краски, а некогда прекрасные барельефы в виде райских птиц на потолках уже не будоражат воображение своим видом.
Интересно, что реставрация экстерьера архитектурных памятников всегда проводится под усиленным контролем надзорных организаций, а вот внутреннее убранство помещений часто теряет свой исторический облик. Когда-то дом Печокаса хотели превратить в настоящий музей старины, но из-за недостатка финансирования эту идею не удалось реализовать, хотя располагающийся на втором этаже вековой шкаф мог бы занять свое место в экспозиции.
Дом Печокаса является довольно сложным инженерным сооружением. Возможно, поэтому сегодня желающих отремонтировать его и дать новую жизнь так мало. Комнаты пятого этажа могли бы стать частью будущего музея. Кстати, несколько лет назад даже начинались работы по подготовке помещений. Но все быстро прекратилось. Здание требует большого капитального ремонта. Чтобы привести его в порядок, необходимы большие затраты.
Как распорядится судьба домом Печокаса в дальнейшем, можно лишь предполагать. В 90-е с восточной стороны к дому было пристроено кирпичное здание с квартирами и офисами. В новострое есть даже окно в виде замочной скважины. Возможно, оно появилось в проекте, чтобы «зарифмовать» фасады разновозрастных зданий. Насколько удачно сработал этот прием, мы судить не беремся. Остается лишь надеяться, что придет час, когда дом Печокаса отремонтируют и он снова будет ловить восхищенные взгляды омичей и гостей города.
Над материалом работали:
Анна Пацула
Ксения Макарова
Дмитрий Валитов

Историческую справку помог подготовить заместитель директора руководитель Центра краеведческой информации при библиотеке имени А.С. Пушкина Алексей Сорокин