Территория творчества

Что собой представляет
мастерская художника
Руководитель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов любезно согласился устроить нам небольшую экскурсию по мастерским Ивана Желиостова, Амангельды Шакенова и Алексея Тукачёва. Кроме того, и сам председатель пустил нас в свою мастерскую в центре города.
Руководитель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов любезно согласился устроить нам небольшую экскурсию по мастерским Ивана Желиостова, Амангельды Шакенова и Алексея Тукачёва. Сам председатель тоже пустил нас в свою мастерскую в центре города.

Омские художники занимают сорок помещений по девяти адресам. Всё это мастерские, которые они получили еще из жилищного фонда РСФСР, до распада Советского Союза. Все они находятся либо на верхних (технических) этажах жилых домов, либо в подвальных помещениях.
Над омским лицейским театром возвышается дом с мастерскими художников
Первым пунктом экскурсии стал дом по адресу: Красный Путь, 18. Во дворе высотки располагается Лицейский театр, а на 11-м этаже - мастерские художников.
мастерская Желиостова

Творческий порядок

Иван Иванович родился на Кубани. Уже будучи зрелым художником, он приехал погостить в Омск к другу. Художник был потрясен творческой атмосферой города, где он встретил Виктора Десятова, Алексея Либерова, Кондратия Белова. Не раздумывая, Желиостов переехал с семьей в Омск.
С того момента прошли десятилетия. Желиостова и других омских художников мы застали в не самые спокойные времена. В конце 2015 года депутаты горсовета лишили омское отделение Союза художников России права на безвозмездное пользование помещениями, в которых располагаются мастерские. Вот уже три месяца художники добиваются отмены этого решения. Если законы рыночной экономики возьмут верх над творчеством, то живописцам и графикам придется платить не менее десяти тысяч рублей в качестве арендной платы за свои квадратные метры.
В свои семьдесят девять лет Иван Желиостов уже не имеет боевого настроя по этому поводу. Будь что будет... Но переживаний на этот счет не скрывает.
– Художнику нужна свободная голова, чтоб там что-то порядочное варилось. А сейчас нам только и приходится думать о том, где взять денег, когда их нет. Единственное, что меня успокаивает, – моя жизнь заканчивается и терпеть унижения, которые свалятся на других художников, не придется.
— Bob Dylan
Больше чем за двадцать лет работы в этой мастерской художник-график Желиостов собрал приспособления и материалы на любой случай. Всё это с годами превратилось в типичный творческий беспорядок. Хотя для самого художника в его мастерской наверняка всё находится на своих местах.
Работы художника в мастерской повсюду. Сотни картин, гравюр и набросков покрывают стены, столы, штабелями лежат на полу и целыми пачками хранятся на полках.
В этом году Иван Иванович будет отмечать юбилей. Удивительно, но даже на восьмидесятом году жизни он продолжает активно работать. Сейчас он готовится к большой выставке в Либеров-центре.
Вид на город из мастерской Желиостова вызывает зависть у каждого, кто уже давно отвык смотреть в окно, потому что там нет ничего, кроме стены соседней хрущевки.
мастерская шакенова

Второй дом

Действительный академик Академии художеств Республики Казахстан и заслуженный работник культуры России Амангельды Абдрахманович Шакенов. В свои 72 года он продолжает профессорскую работу на кафедре академической живописи ОмГПУ.
В своей мастерской Шакенов чувствует себя как дома.
В мастерской живописца хранятся сотни портретов. Шакенов говорит, что не имеет коммерческого интереса в своей работе. Он живет творчеством и подготовкой молодых художников в вузе.
В принципе, можно заметить, что интерьеры мастерских художников схожи: мольберты, кисти, краски, рамы, холсты и так далее.
Амангельды Шакенов тоже обеспокоен новостями о счетах за аренду, которые вскоре могут добраться и до него. В этом случае художнику придется освобождать помещение. Пенсии и зарплаты, которую он получает за четверть ставки в ОмГПУ, едва ли хватит на оплату его рабочего места.
Для многих художников мастерские являются вторым домом. А для некоторых - единственным.
— Bob Dylan
Председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов говорит, что для многих художников мастерские являются вторым домом. А для некоторых - единственным. В Омске, к примеру, есть мастерские, в которых художники не только работают, но и живут со своими семьями.
Все художники одновременно работают над несколькими полотнами. В некоторых случаях в работе могут находиться десятки пейзажей, натюрмортов и портретов.
Кстати, вид из мастерской Шакенова не сравнить с пейзажем, который открывается из окна его соседа Желиостова.
мастерская тукачёва

Андеграунд на десяти квадратах

У Алексея Ачё (Тукачёва) одна из самых маленьких мастерских - 12 квадратных метров в подвальном помещении.
В подвале дома на углу улиц Ленина и Короленко работают несколько художников. В том числе и глава омского отделения Союза художников России Андрей Машанов.
Алексей Тукачёв один из самых молодых членов Союза.
Он постоянно принимает участие в образовательных проектах по иллюстрации и дизайну в качестве преподавателя.
Часто современные художники занимаются творчеством для души, а деньги зарабатывают дизайном.
— Bob Dylan
Ремонт в мастерских художники делают своими руками, поэтому коридоры подвала напоминают склад.
Алексей говорит, что изначально в его мастерской не было ничего, кроме бетонных стен.
Ремонт, который Тукачёв сделал в своей мастерской сам, выдает в нем талант дизайнера. На десяти квадратных метрах он умудрился разместить все, что нужно для жизни и работы.
Автопортрет, безусловно, является доминантой в интерьере мастерской Тукачёва.
мастерская машанова

Литографский станок

В свое время Андрей Машанов устроился дворником в Союз художников, чтобы получить доступ к старинному литографскому станку.
Андрей Машанов проделал путь от дворника до руководителя Союза художников и самого известного в Омске графика.
Раньше в Союзе стоял только офортный станок. А у Машанова была мечта возродить в Омске мастерскую литографии. Для этого в 1995 году он поехал в Музей эстампа в Москве, где когда-то были печатные станки, а оборудование было разобрано и стояло на складе. По приемлемой цене удалось купить старинный литографский станок для омского отделения Союза художников России.
У Машанова был диплом инженера, когда он пришел устраиваться дворником в Союз художников.
— Bob Dylan
Немецкий станок до сих пор исправно служит, несмотря на то что был сделан еще в XIX веке.
Вся мастерская Андрея Машанова наполнена старинными вещами.
Часы, редкие бутылки, радиоприемники, фотографии и даже номер старой газеты со статьей о первом полете человека в космос.
О предыдущих хозяевах помещения напоминает настенный логотип. До мастерской Машанова в этом подвале располагался компьютерный клуб Alliance. Однажды его хозяин получил уведомление о повышении арендной платы, но вместо того чтобы раскошелиться на помещение в центре Омска, переехал в Москву и открыл бизнес там.

*
Дмитрий Валитов
текст, дизайн, верстка
Читайте также:
Made on
Tilda