герои
«В кордебалете много
не заработаешь»
Омские танцоры, художники, музыканты и артисты -
о том, можно ли заработать на жизнь и остаться творческим человеком
Илья Торговкин
художник, дизайнер
Рисую я всю жизнь, сколько себя помню. И называю это творчеством. Никогда не рассматривал именно это свое умение как способ для заработка. Это какие-то личные переживания или рефлексия того, что я когда-то пережил. Что меня задело. Продавать это кому-то я считаю пошлым. Ну а рисовать что-то такое на потребу желания нет.

Я учился в ОГИСе по специальности «Дизайн костюма». Я художник, но на жизнь зарабатываю моушн-дизайном и проектами в освещении. Вместе с этим я писал и продолжаю писать картины, несмотря на то что это не приносит денег. Я и не ставлю себе такой цели. Писать картины - это просто потребность. У меня есть постоянное место работы, это компания, которая занимается видеорекламой.

Место для творчества есть везде, моушн-дизайн - это такое же искусство, только более молодое, нежели классическая живопись. Четкую границу между ремеслом и творчеством я проводить не берусь. Это все сложные понятия, которые в конкретном деле зависят от твоего отношения к тому, чем ты занимаешься. Даже от настроения. Работая над очередной картиной, я не всегда вкладываю переживания и смысл. Могу рисовать от нечего делать. Если сравнить дизайн с творчеством, то можно сказать, что это такой техничный академический рисунок. Ты больше думаешь не о месседже для зрителя, а о технической стороне дела.
Михаил Лебедев
журналист, главный редактор газеты "Вечерний Омск"
В журналистике нет ни грамма творчества. Слово «творчество» в корреляции с профессией журналиста у меня вызывает внутреннюю обсценную лексику. Все должны твёрдо знать: у нас ремесло, у нас поток, у нас конвейер. Вы хотите заниматься творчеством? Идите в писатели, идите в музыканты, идите там в дизайнеры одежды или художественно красьте губы кому-нибудь.

В нашей работе, конечно, есть некая градация по степени таланта, но ровно в той же мере, как и в других профессиях. Есть талантливый слесарь - есть бездарный слесарь. Есть хороший водитель такси - есть ужасный. Вот так обстоят дела. Ещё раз повторяю: никакого творчества в профессии журналиста нет и быть не может.
Сергей Флягин
танцор, народный артист России, премьер Омского музыкального театра
Мой творческий путь начался с пяти лет. Мама в свое время мечтала танцевать, у нее не получилось, и она воплотила свою мечту во мне. Сейчас идет уже двадцать второй сезон на профессиональной сцене.

Танец - это одно из ремесел. Но здесь, как и везде, кто как себя поставит. Кто-то считает, что это балетный ад, но для меня это балетный рай. Это даже не работа, а хобби, от которого я получаю удовольствие. Конечно, мы не витаем в облаках и думаем о будущем. Рано или поздно творческий путь заканчивается, а достигнуть вершин очень тяжело. Я получил дополнительное образование по специальности «педагог-репетитор, руководитель художественного коллектива», которое пригодится, когда я закончу танцевать.

По карьерной лестнице танцовщики поднимаются очень долго. Все, кто приходит в театр, не сразу попадают на первые, вторые и даже третьи партии. Надо пройти кордебалет. И я знаю многих людей, которые, выступая на сцене, совмещали свои обязанности с работой монтировщика или осветителя. В кордебалете много не заработаешь…

Кроме творчества, у нас есть и все атрибуты трудовых отношений. Мы работаем каждый день с утра до вечера: одеваемся, наносим грим и выступаем. Рабочий день начинается в десять утра. У артистов балета нет праздников. Выходной день у нас понедельник – не как у всех нормальных людей. Несмотря на все это, Омский музыкальный театр – мое первое и последнее место работы. Что касается творчества в работе танцовщика, я думаю, что творчество и ремесло тут неразделимы. Ремесло – это то, чем мы занимаемся на репетициях, а творчество – это продукт, который мы показываем на сцене. И первое, конечно, занимает куда больше времени.
Алексей Погодаев
актёр омского «Пятого театра», телеведущий
Работа артиста - это наполовину ремесло и наполовину творчество, одно без второго существовать не может. Ремесло в том плане, что существует некий набор инструментов, которыми артист должен обладать и уметь пользоваться. Творчество заключается в том, чтобы воплотить задачи свои и режиссерские. Когда возникает идея, когда ты придумываешь сцены, конкретные решения - это творчество, некий полет фантазии. А когда режиссер с артистом к чему-то приходят - возникает пора воплощения, и это уже вопрос мастерства и навыков артиста.

Идея, будто творчество не является трудом, – это, мне кажется, некий пережиток советского времени. Если сказать человеку, мол, выйди на сцену и сделай так же, - вряд ли кто-то согласится. Конечно, на взгляд человека непосвященного это, наверное, смешная профессия и смешные учебные заведения, которые этой профессии кого-то учат. Но когда доходит до дела – да просто сказать что-то перед камерой, выйти на сцену или тупо тост произнести – вот тут и возникают затыки. К тому же если человеку кажется, что у меня все получается легко и без напряга – ну что ж, значит, я хорошо делаю свою работу.

Как и в любой профессии, у артистов есть свои сложности. Есть чисто физические: голос, который нельзя терять, приятный внешний вид – в драку ты не полезешь, надо держать себя в форме и так далее. Есть и эмоциональные сложности: у тебя в семье что-то произошло, ты устал или не выспался - всем на это глубоко наплевать. Если ты играешь комедию – выйди и развесели публику, это твоя работа.

Многие говорят, мол, я артист и буду сидеть голодным. Нет, я помимо театра работаю на телевидении и радио, провожу мероприятия, свадьбы и юбилеи, и это то, что приносит те самые средства, на которые я могу содержать свою семью и обеспечивать себе возможность заниматься тем самым творчеством. Это реалии, с которыми приходится сталкиваться.

Но для меня это не сюрприз. Мой папа занимался творчеством всю жизнь, в детстве я проводил много времени в театре и вообще общался с творческими людьми разных профессий, так что я с самого начала представлял, куда иду, и понимал, что это не так просто.
Фрагменты спектакля «Язычники» с участием Алексея Погодаева
Сергей Клюев
скрипач, артист симфонического оркестра Омской филармонии
Музыкант – безусловно, творческая, но всё же работа. В десять утра начинается репетиция, на месте нужно быть уже в девять, чтобы успеть разыграться. Это продолжается до обеда, потом у каждого свои дела – кто-то преподает в музыкальной школе, кто-то еще чем-то подрабатывает.

Конечно, это нельзя сравнивать с работой на заводе по восемь часов у станка, чисто физически музыкантам, возможно, проще. Хотя, например, кому-то приходится толкать баян каждый день по несколько часов, а это здоровенная штука, которая весит не один килограмм. Если даже взять скрипачей – здесь важна постановка, выворот рук и позвоночника, которые дают правильную манеру исполнения, – а это позы, которые в обычной жизни совершенно не встречаются. Потом начинаются заболевания, искривление позвоночника и тому подобное. То есть говорить, что эта профессия простая, – значит не до конца понимать в этом.

К тому же для работы в оркестре нужно быть психически устойчивым и уравновешенным. У нас как-то были гастроли по Испании, мы исколесили на автобусе почти всю страну. Постоянные переезды, по одному-два концерта каждый день, хорошо, если есть ночевка, а то спишь в автобусе в дороге ночью, приезжаешь и работаешь дальше. Тем, кто моложе, гастроли кажутся интересными, можно посмотреть мир и все такое, а люди, которые многое повидали, – уже знают, что это такое, и воспринимают это всё двояко.

Можно подумать, что музыкант играет выученные ноты, им управляет дирижер, какое тут творчество? Но когда ты изучил партитуру и знаешь досконально свою партию – начинаешь получать удовольствие от игры в оркестре, от контакта между дирижером и артистами. При хорошем внутреннем контакте, при нужном балансе – будет хороший коллектив, в котором есть место вдохновению. Тем не менее я стараюсь реализовать свои творческие амбиции и вне работы – прежде всего, в коллективном творчестве. Находишь близких по духу людей, пытаешься что-то сделать – тогда жить намного интереснее.
Noize MC читает рэп под аккомпанемент Сергея Клюева (с 89-й секунды) в эфире передачи «Утро Онлайн» телеканала «Продвижение»
Темури Джгереная
выпускник кафедры кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ
Ещё со школы я занимался мультипликацией. Я прекрасно понимал, что не смогу уехать учиться в другой город и там жить, не такой я человек, поэтому надо было поступать в Омске. Единственное, что, как мне казалось, было здесь связано с мультипликацией, – это кафедра кино-фото. В итоге она, конечно, была связана, но меня унесло в документалистику, а сейчас…

Сразу после университета я снимал свадьбы. С одной стороны, было интересно наблюдать за людьми, с другой – это был полный треш, сами знаете, что обычно бывает на русской свадьбе. Хотя первая свадьба, которую я снимал, была армянской. Я тогда ничего понимал, потому что все вокруг говорили исключительно на армянском, и взаимодействовать с людьми мне помогал мой одногруппник-армянин, который меня туда и позвал.

Сейчас я работаю в компании, создающей корпоративное кино, кем-то вроде режиссера монтажа. Делаем мы продукт для сугубо внутреннего пользования, и единственный результат – это чувство собственной значимости у заказчика, ничего, кроме этого. Ещё я снимаю на фрилансе. Последний проект – ролики для урбанистов, которые занимаются улучшением городской среды. По большому счету, работа заключается в том, что я сижу за компьютером и постоянно что-то монтирую – если не рабочее, то для заказов – и временами снимаю, если не хватает операторов. Так что работу эту едва ли можно назвать творческой.

В школе мне казалось, что я обязательно получу «Оскара» за свой мультфильм, потом я думал, что окончу университет, появится куча свободного времени и я буду снимать свой фильм. Не то чтобы я жаловался, я и сейчас продолжаю так думать, просто надо будет подсобраться, наверное. Как бы то ни было, моя работа хотя бы имеет отношение к специальности, остальные мои одногруппники занимаются чем угодно, кроме режиссуры, – одна, например, шьет, и зарабатывает, к слову, куда больше меня.

Вместе с мультипликацией я со школы, помимо прочего, пишу стихи. Это никак не связано с деньгами, и это мое средство «реализовать творческие амбиции». Я ходил в литературную мастерскую при Союзе писателей России, состоялось несколько обсуждений. Весной, когда была защита диплома, у меня появилась возможность поехать на литературный семинар в Каменск-Уральский. Я поехал, сдал диплом с опозданием, меня чуть не отчислили, но я ни секунды не жалел, потому что это было для меня важнее.
Дмитрий Валитов
текст, дизайн,
Павел Креслинг
интервью, вёрстка
Читайте также:
Made on
Tilda